|
Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи. Помните, что в большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены уже в дошкольном возрасте. | Но, к сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что - с возрастом само пройдёт. | О том, что надежда - само пройдёт - далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей. | | Позаботьтесь своевременно о речи своих детей, так как в дальнейшем это будет очень их беспокоить! | А – главное - эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко. | | Если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в его письменной речи. | Особое внимание хочу обратить на то, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится и в письменной речи. У него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А это - очень непросто исправить! | | Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением является правильная речь окружающих взрослых. | Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей - тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо – сюсюкание - взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают. | | Вот сроки появления в речи ребёнка звуков: | Чтобы Вам было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, я приведу примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи: | 1-2 годика - усваиваются такие звуки: А, О, Э, П, Б, М | 2-3 годика - звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й | 3-5 годиков - звуки: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ | 5-6 лет - последними (!) усваиваются звуки: Л, Р | | Если к 5 годам малыш всё ещё не умеет правильно говорить, то необходимо обратиться к логопеду! | Вы видите, что при нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое - возрастное косноязычие- уже перестаёт быть -возрастным-. Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребёнку своевременно овладеть правильным произношением. Здесь уже приходится говорить о нарушениях или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи. | | Уже у трёхлетнего малыша могут быть такие недостатки произношения, которые могут исправиться только с помощью логопеда! | Необходимо знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалисту. | Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще - свистящих и шипящих) и многое другое. | | Вот причины появления нарушений речи: | 1) трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе!); | 2) дефекты в строении речевых органов -- губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба; | 3) недостаточная подвижность губ и языка; |
| Короткая "уздечка" и неправильный прикус -- частая причина дефектов звукопроизношения. | Среди дефектов строения речевых (артикуляционных) органов наиболее часто встречаются: | | 1)во-первых! Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишён необходимой подвижности, а главное, не может свободно подниматься вверх. Больше всего при этом страдают звуки: Р, Л, Ш, Ж. | 2)неправильное строение челюстей и зубов (неправильный прикус) | | Во всех этих случаях (часто встречающихся!) нельзя ждать, пока "само пройдёт" -- здесь требуется врачебно-логопедическая помощь! | Очень важно для ребёнка - различать звуки речи на слух (например, не путать: С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ и так далее). Это - фонематический слух - основа безошибочной письменной речи. | | Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить речь малыша: | Немного поговорим о том, что очень полезно для малыша. Несколько простых рекомендаций помогут вам улучшить его речь. Эти упражнения достаточно делать 5-10 минут в день, но - ежедневно. К тому же, улучшится подвижность речевых органов и растянется "уздечка":1) Облизывай верхнюю губку! 2) Щёлкай язычком! - как лошадка цокает копытцами; 3) Открой ротик пошире и дотянись язычком до верхних зубок! | | Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков: | Очень полезны игры, где используются мелкие движения пальчиков. Зона мозга, которая отвечает за речь и другая зона, которая отвечает за мелкие движения рук -- находятся рядом и взаимно влияют друг на друга, поэтому, развивая мелкую моторику (то есть, мелкие движения) пальчиков -- Вы одновременно развиваете и речь ребёнка! | | Будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки Вы покупаете малышу! | Не пренебрегайте вопросами малыша, старайтесь получше объяснить ему то, что его интересует. Предложите и ему пересказать вам: о чём читали на занятиях в детском саду, на уроке в школе. Прочитав сказку, рассказ, посмотрев фильм -- попросите пересказать. Это очень полезно для развития не только речи, но и памяти, внимания, сообразительности. И -- будьте разборчивы с тем, какие фильмы, игры, книги, игрушки вы покупаете малышу! От этого зависит не только то, насколько он будет образован, умён, но и насколько он будет действительно Человеком -- серьёзным и ответственным, добрым и порядочным. |
Так вот, плохие (дефектные) звуки Р и Л -- наиболее искажают речь! А правильные звуки [ Л ] и [ Р ] украшают нашу речь необыкновенно, делают её чистой и музыкальной. Не секрет, что хорошая дикция основывается на этих звуках. Неверные звуки С, З, Ц или Ш, Ж, Ч--мало того, что делают звучание речи загрязнённым и малопонятным, да ещё очень портят внешность человека | Как мы стараемся избегать слов со звуком Р (или--Л, или--С, или--Ш)! А ведь такие слова - на каждом шагу. Поэтому очень уменьшается наш словарный запас, речь обедняется.-Иногда и хочется сказать что-нибудь важное, а промолчишь.Научившись нормальным, чистым звукам, человек приобретает огромное количество новых слов. Он спокойно пользуется такими словами, которых раньше избегал. | | Что касается непосредственно внешних данных человека с дефектным звуком, то он действительно лишается слишком многого: 1/ искажаются черты лица: ведь язык, губы (органы артикуляции) действуют неверно. 2/ а при горловом звуке [ Р ] (когда рычит горло) или таком же горловом [ Л ] меняется и тембр голоса: голос становится выше. Поэтому, у любого мужчины, избавившегося от горлового [ Р ] или [ Л ] голос становится ниже и чище. Кроме того, если долго говорить, то горло не устаёт и не даёт неприятных ощущений--ведь оно полностью свободно! 3/ неверные шипящие [Ш,Ж,Ч,Щ ] или свистящие [ С,З,Ц ] звуки делают речь похожей на детскую. 4/ в довершение ко всему, человек с дефектной речью говорит тихо, смущаясь. То есть--бормочет. |
|
|