Занятие: «Волшебные цветы»

Цель:

 - Развивать чувство причастности к коллективу, групповую спло­ченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание.

 - Сочетанием изобразительного творчества и музыки побуждать к самораскрытию, исследованию своего эмоционального состояния, переживания личных проблем.

 -   Развитие навыков общения.

Оптимальное число участников от 8 до 12 человек.

Материалы: краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А-4, большой лист ватмана, техническое средство для воспроизведения музыки, записи музыкальных композиций.

 

Ход занятия: 

 

I. Настрой.

-  Вы знаете, что в волшебном лесу растут волшебные цветы. Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться. Они, как дети, очень любят играть и озорничать. Цветы эти очень красивые.

А какие вы знаете цветы? (ответы). А вы хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из леечки волшебной водой (имитация полива, можно посыпать конфетти), и вы превратитесь в цветы.

Волшебство сработало! Ах, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, разного цвета, стебельки тонкие, гибкие, листья разные!

Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчиками-листочками.

Цветочки вырастают из маленького семени.

Покажите, какой величины это семечко. А какой величины цветы из него вырастают, покажите!

Представьте, что вы - маленькие семечко, оно лежит в земле. Присядьте, обхватите голову руками. Но вот пригрело солнышко, и семечко начало прорастать. Поднимите голову, раскройте ладони. Это маленький слабый росток. Солнышко его греет все сильнее, пошел теплый дождик, и росток стал подниматься выше и выше. И мы поднимаемся, руки вверх, в стороны. Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки-ладошки. Как хорошо, как приятно!

 

II Индивидуальная работа.

Каждому участнику предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.

-    На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нари­суйте представленные образы одного или нескольких цветов и возникшие ассоциации.

-   Придумайте рисунку название и историю, которую «цветок» хотел бы рассказать от первого лица.

II Вербализация.

Участники рассказывают о своем рисунке. Степень открытости зависит, от самого «художника». Сам он по какой-то причине молчит, можно деликатно расспросить, о чувствах, надеждах, мечтах цветка. Настаивать однако не стоит.

Что бы прояснить детали рисунка, психолог может дополнительно задавать вопросы:

-    Где твоему цветку хотелось бы расти?

Есть ли у него друзья или враги? Грозят ли ему какие-либо опасности? О чем мечтает этот цветок? Какое настроение у твоего цветка? Этот цветок скорее счастлив или нет?

Если вместо цветка был бы нарисован человек, то кто бы это был? За что его любят люди? Что снится цветку? Какой бы подарок его обрадовал? Как можно спасти, чем помочь, если цветок болеет? Большинство детей с удовольствием рассказывают о своем цветке,

сообщая психологу много важных сведений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Далее участникам предлагается:

- Отделить образ цветка от фона.

Оторвите по контуру изображения цветка внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя).

 

IV. Коллективная работа.

Представьте, что большой лист ватмана - это поляна, на которой «вырастут» наши волшебные цветы. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: на поляне, среди других цветов или оставить в одиночестве (образно говоря).

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Больший терапевтический эффект достигается, если лист имеет форму эллипса.

 

V Заключение.

-    А теперь я приглашаю все цветы на бал. Закружимся в цветочном хороводе (дается возможность самовыражения).

-    Сейчас цветы закроют глаза, повернуться вокруг себя, и вы снова станут людьми - умными и добрыми.

 

 

 

                                  Литература:

 

    1.Чумичева Р.М. Ребёнок в мире культуры. Ставрополь, 1998.

   2.Лебедева Л.Д. Практика арт - терапии : подходы, диагностика, системы занятий. Санкт – Петербург, 2003.

   3.//Дошкольное воспитание, № 12, 1996,стр.30

 

Создать бесплатный сайт с uCoz